Авиакатастрофа над Калтасинским районом

Самолет D-33 Это произошло 85 лет назад. Первое сообщение в республиканской газете «Красная Башкирия»: «12 сентября 1931 года, в 9 часов утра, в пределах Калтасинского района, в устье реки Танып, произошла авария французского аэроплана… Мотор аэроплана разорвало в воздухе. Два летчика погибли, один спустился на парашюте». В тот же день начальник ВВС СССР Алкснис дал указание ближайшей авиачасти немедленно выслать специалистов для выяснения причин катастрофы. Правительство БАССР дало распоряжение Калтасинскому райисполкому о принятии мер по сохранению останков самолета и тел погибших французских авиаторов.
Теперь о предыстории этого трагического события. С самого начала истории мировой авиации развернулась борьба за скорость, высоту и дальность полетов летательных аппаратов. В июле 1931 года французы Жозеф Ле Бри, Марсель Дорре и механик Рене Месмин, получив разрешение Правительства СССР, начали полет на Дальний Восток на самолете «Девуатин» D-33, несшем на борту надпись «LE TRAIT D”UNION» («Линия в Союз»). Но из-за поломки системы питания в районе станции Шеборта Омской железной дороги самолет совершил вынужденную посадку. Пилоты уцелели, но самолет был разрушен. Экипаж вернулся домой. Как оказалось – за новым самолетом. 11 сентября 1931 года второй экземпляр самолета D-33 поднялся с парижского аэропорта Ле Бурже и взял курс в Токио. Воздушный коридор, как и сейчас, проходил над крупными аэропортами Москва, Казань, Свердловск, Новосибирск и т.д., то есть, над Транссибирской железнодорожной магистралью. Самолет имел двигатель мощностью 650 л.с., максимальную скорость у земли- 245 км/ч, расчетную дальность полета 11 тыс. км. и вес топлива 5600кг (по другим данным-6340 кг). Чтобы долететь до Токио, экипаж взял на борт 9800 кг авиационного бензина, что показывает явный перегруз самолета. Из-за перегруза вначале самолет летел очень низко, чуть не задевая вершины деревьев. По мере расходования топлива самолет набирал высоту. Над нашей территорией аэроплан едва имел высоту 1500 метров. Из-за опасения невозможности перелета через высокие Уральские горы экипаж принял решение свернуть на юг и затем перелететь через Южный Урал, где горы не так высоки. И вот ранним утром 12 сентября 1931 года жители Калтасинского района могли наблюдать низко летящий самолет или услышать его шум, так как то утро было туманным. Над Таныпом у самолета отказал двигатель. Шел мелкий моросящий дождь, ослепляющий летчиков. Марсель Дорре дал экипажу условный знак «парашют». По этому знаку Жозеф Ле Бри и Рене Месмин должны были подготовить парашюты к прыжку. Думая, что друзья приготовились к прыжку, Дорре покинул самолет. В тот момент высота составляла всего 100 метров и самолет быстро терял высоту. Ле Бри и Месмин не хватило нескольких драгоценных секунд, один запутался в парашюте, другой не смог развязать ремни кресла.
Самолет упал в полутора километрах от устья реки Танып в районе деревни Старый Буртюк. Тогда населенные пункты Буртюковского, Буринского, Хазинского и Шушнурского сельских советов входили в состав Калтасинского района, и только в 1972 году они отошли Краснокамскому району. Рассказывает работник Таныпского леспромхоза Моисеев: « В 9 без 15 минут я вышел из своего барака и увидел в воздухе аэроплан. Самолет, сделав полукруг, стал падать, но потом быстро взвился вверх. Потом стал качаться и, потеряв скорость, упал на землю. Получился сильный взрыв, напоминающий выстрел из 6-дюймового орудия… Спустившись на парашюте, летчик Марсель Дорре был доставлен в контору Таныпского леспромхоза, где находился телефон. Первое его слово было «Алло! Алло! Париж!» Ему дали бумагу и он написал на французском языке телеграмму в Париж, после чего весь мир узнал о трагическом происшествии над Башкирией.
Перед прибывшими из Оренбурга авиаспециалистами предстала ужасная картина катастрофы. На площади длиной 100 метров и шириной 40 метров пожелтела вся трава. Части самолета разбросаны, мотор врезался в землю на полтора метра. Крылья аэроплана в результате падения отошли назад на два метра. Вся площадь была оцеплена караулом. Тела погибших летчиков были завернуты в парашюты и до прибытия спасательного самолета погребены во временную могилу.
Так печально закончилась вторая попытка отважных французских летчиков совершить беспосадочный перелет из Парижа в Токио. Волею судьбы последней точкой их маршрута стал Калтасинский район.

Автор: Р.Ш.Шакиртов, директор музея.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://museum-kalt.ru/aviakatastrofa-nad-kaltasinskim-rajonom/

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Хорошо
Показать снова