Мало кто обращает внимание на скромную оградку с памятником восточнее деревни Шарипово возле автомобильной дороги Графск – Н.Хазино – Чумара. На памятнике запись о том, что здесь 13 июля 1972 года потерпел крушение вертолет Ка-26. Что же произошло на территории Калтасинского района в этот день?
Нефтекамские электросети заказали на этот день вертолет Ка-26 Приволжского управления гражданской авиации для патрулирования участка линии электропередач по маршруту Нефтекамск – Редькино – Карманово, и обратно. На борту, кроме летчика, находились пять пассажиров заказчика – два работника Нефтекамских электросетей и три студентки третьего курса Казанского филиала МЭИ, проходившие производственную практику на этом предприятии. Борт с номером СССР-24097 в 08 часов 15 минут взлетел с Нефтекамского аэропорта и выполнил патрулирование ЛЭП на участке Арлан – Редькино. После кратковременной остановки в Редькино в 08 часов 46 минут командир вертолета произвел взлет для дальнейшего патрулирования участка ЛЭП Редькино – Кармановою. Через час после взлета в трех километрах восточнее деревни Шарипово Калтасинского района вертолет упал в лес и загорелся. Все находившиеся на борту пять пассажиров и летчик погибли.
Впоследствии комиссия установила, что высота полета по маршруту облета была не менее 70 метров. В последние полторы минуты полета снижение вертолета составляло 0,7-0,8 метров в секунду. На протяжении двух километров снизился до 15-20 метров. Сбивая несущими винтами верхушки и ветки деревьев, вертолет перевернулся и рухнул на землю. Траектория падения на лес составляла 140 метров. Эксперты ГосНИИ гражданской авиации установили, что двигатель, редукторы, колонки и лопасти несущих винтов были исправны. Причиной катастрофы стало преднамеренное снижение и нарушение летчиком безопасной высоты полета, и вследствие этого, не справившись с пилотированием вертолета, допустил столкновение с деревьями.
Возможно, был частичный отказ материальной части, но часть деталей, узлов и агрегатов не могли быть исследованы по причине их полного уничтожения вследствие падения и пожара.
Возможно, кто-нибудь был очевидцем этой катастрофы, произошедшей около полувека тому назад, и лучше знает о подробностях этой трагической истории.
Р.Шакиртов, директор Калтасинского музея.